Гибель «Титаника» – 101 год спустя

 «Титаник» столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут и затонул через 2 часа 40 минут. Из 2207 пассажиров погибло 1495 человек. В 2010 г., почти через 100 лет после трагедии подводных исследований, казалось всем, что мир знает о ней все существенное. Сюрприз преподнесла внучка Лайтоллера (второй помощник капитана Титаника)  Луиз Паттен (Louise Patten), опубликовавшая воспоминания своего деда (http://www.evangelie.ru/forum/t95631.html) . Возникла необходимость дополнить историю гибели судна новыми, очень важными деталями и более достоверно определить вину каждого из основных действующих лиц. Общепринятой точки зрения на последнее пока нет, мне же «окончательный» вердикт представляется следующим образом. 

 1. Виновные в столкновении «Титаника» с айсбергом

 Капитан судна Эдвард Джон Смита (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA):

- не дал приказ уменьшить скорость корабля в очень опасной ледовой обстановке;

- не проверил лично перед отплытием наличие биноклей для вперёдсмотрящих;

- не  обучал  экипаж нового корабля работе в аварийных условиях, степень подготовленности коман

  ды была недостаточной, а дисциплина сильно запущенной;

- вел себя слишко слишком самоуверенно, вместо того чтобы привести экипаж в состояние повышенной бдительности;

Первый помощник капитана Мэрдок – при угрозе столкновения отдал командуы:

"Hard a starboard" («На румпель!», право на  борт) и «Полный стоп». Первая была правильной (поворот суднв влево), а вторая (есть такое мнение) нет. Для более эффективного поворота следовало бы выполнить: «Левый винт – задний ход! Средний винт – увеличить обороты!». Оставим, однако, последнее слово по этому вопросу компетентной комиссии.

• Рулевой Роберт Хитчинс (Robert Hitchins) – запаниковал и команду Мэрдока "Hard a starboard"   воспринял как команду «На руль!» (судно вправо) – лайнер пошел на айсберг. Когда же Мэрдок обнаружил ошибку, было уже поздно

• Компания «Уайт Стар Лайн». Второй помощник капитана "Титаника" Лайтоллер  на Британская следственной комиссии настаивал на том, что "Уайт Стар Лайн" не виновна в гибели судна. Комисия с ним согласилась, но кто приняла проект, не обеспечивший качественную внутреннюю связь лайнера? Не было, в частности, прямой связи с капитаном и все собщения докладывались ему устно.

 2. Виновные в неадекватных действиях после столкновения

 • Брюс Исмей (Bruce Ismay, глава компании White Star Line, которой принадлежал "Титаник") – отдал капитану гибельное распоряжение о продолжении движения судна с малой скоростью – Титаник «непотопляем». Давление воды, поступавшей через дыры в корпусе, прорвало переборки и водонепроницаемые отсеки стали затапливаться один за другим (http://www.evangelie.ru/forum/t95631.html) .

Капитан судна Эдвард Джон Смита:

- не установил для членов команды строгую, как положено, дисциплину;

- не объявил после столкновения общую тревогу и не собрал сразу судовых офицеров;

- плохо организовал эвакуацию пассажиров, в частности: пассажиры III класса не бы-

  ли своевременно оповещены о масштабах опасности, а когда они поняли, как обстоят  дела, большая  часть спасательных (полупустых) шлюпок была уже в море;

Капитан судна "Калифорниан" Стэнли Лорд – в 26 милях от своего судна увидел 8 сигнальных ракет и, не придав этому значение, не разбудил радиста, чтобы понять происходящее.

 

 3. Вина владельца «Титаника», судостроителя и пароходных компаний  

 

 • Компания «Уайт Стар Лайн»: 1) снабжение судна недостаточным количеством шлюпок. В них можно было посадить не более 1178 человек при этом шлюпки не были снабжены компасами и только в трех из них имелись фонари; 2) принятие некачественного проекта внутренней связи лайнера.

• Судостроительная компания «Харленд энд Вульф»: низкое качество заклепок, которыми были соединены листы обшивки борта судна. При ударе айсберга головки кованых железных заклепок, которыми заменили изначально предусмотренные стальные, рассыпались из-за своей «пористости» вследствие включения в них сторонних примесей.

• Пароходные компании США. В начале века в Северной Атлантике на пароходах, наряду с новой  терминологией, использовались и некоторые старые команды из лексикона парусного флота, например, команда «На румпель!» – нос судна влево. При этом, в «пароходных» инструкциях, по которым обучали рулевых,  была схожая команда: «На руль!» – поворот носа вправо. Рулевой Титаника не будь на корабле паники, скорее всего, команду «На румпель!» провел бы правильно, однако в состоянии стресса сделал все наоборот. Наведи пароходные компании порядок в терминологии и беда, возможно, прошла бы мимо. На русских судах, кстати,  с 1909 г. стала использовать естественные команды – «Лево руля», «Право руля» и т.п.

 

Дополнение от 20.10.2015                 

А вот что о «Титанике» пишет Муромов И.А. (Муромов И.А., составитель. 100 великих кораблекрушений.М.: Вече, 2005. – 608 с.).

Как только был замечен айсберг, капитанский мостик отреагировал инстинктивно. У машинистов не было времени подготовить судно к такому резкому манёвру, который попытался предпринять «Титаник». В общем-то, никто и не предполагал никаких изменений в командах ночью посередине Атлантического океана. Чтобы перейти от крейсерской скорости к маневрированию, требовалось несколько минут, и маловероятно, что судно более или менее заметно замедлило движение перед тем, как наскочить на айсберг. Поскольку ни один инженер, обеспечивающий работу турбины и двигателей «Титаника» не выжил, никто точно не знает, как всё произошло. Но существует доказательство того, что машинистов не было в кабине управления, и первые команды для двигателей принимались и исполнялись двумя смазчиками. Тем не менее, многие исследователи сходятся на том, что подача пара к турбинам была всё же прекращена. Но поскольку это не повлияло на ситуацию, то с уверенностью можно говорить, что «Титаник» нёсся навстречу своей смерти на полном ходу. Несколько источников утверждают, что штурвал «Титаника» , как и подобных ему судов был очень мал, поэтому не было также возможности значительно изменить курс судна перед столкновением. Тесты, проведённые британской комиссией, показали, что айсберг не мог быть дальше, чем 1500 футов (около 457 метров) впереди на тот момент, когда он был замечен. Следовательно, судно, имеющее в длину 880 футов и шедшее со скоростью в 22 узла (около 40 км/ч), должно было проскочить вперёд как минимум на расстояние, равное двум его длинам, прежде чем отреагировать на движение руля. Всё вышесказанное позволяет сделать только один вывод: при тех обстоятельствах, которые сложились по Божьей воле, избежать трагедии было невозможно.

      Я предлагаю снять обвинение с рулевого Роберта Хитчинса – его ошибка, если она и была, ни на что повлиять уже не могла.             На дворе 20.10.2015